Банковский сектор — один из лидеров по уровню цифровизации среди отраслей российской экономики. Несмотря на наличие у многих финансовых организаций собственных ИТ-подразделений, спрос на услуги внешних разработчиков остается по-прежнему высоким.
Россия входит в число ведущих стран по применению финансовых технологий и темпам роста безналичных платежей. Согласно данным Smart Ranking, в первом полугодии 2024 года объем финтех-рынка в РФ вырос почти на 15%, достигнув 115,5 млрд рублей. В финансовом секторе активно внедряются ИТ-решения, в том числе собственной разработки. Он является одним из лидеров в использовании больших данных.
Однако процесс цифровизации банковской сферы сопряжен с рядом вызовов. Импортозамещение в этой отрасли связано не только с уходом зарубежных вендоров, но и регуляторными требованиями. К 1 января 2025 года субъекты критической информационной инфраструктурой должны полностью перейти на отечественные программные и аппаратные средства. Выполнение этих требований отслеживает Центральный банк. Еще одним вызовом для финансовых организаций становится внедрение в РФ цифрового рубля, требующее адаптации ИТ-инфраструктуры. Кроме того, усиление киберугроз вынуждает банки наращивать меры защиты и разрабатывать новые методы противодействия атакам. В прошлом году расходы финсектора на информационную безопасность составили около 18 млрд рублей.
Банки активно инвестируют в технологии для повышения качества обслуживания и оптимизации внутренних процессов. За пять лет число пользователей цифровых банковских услуг в России удвоилось: в 2023 году мобильные банки использовали уже 70% россиян. Продолжает развиваться биометрия как один из способов подтверждения операций. Активно применяются ИИ-технологии: в кредитном скоринге, чат-ботах, персонализированном маркетинге и т.д.
Среди ключевых направлений разработки можно выделить:
Также востребованы такие услуги, как:
Российские банки все чаще создают цифровые решения своими силами. Собственные ИТ-разработки позволяют лучше контролировать качество продуктов и поддерживать высокий уровень информационной безопасности. К тому же универсальные решения не всегда подходят для специфических задач, стоящих перед финансовыми организациями.
Однако у такого подхода есть и минусы. Создание сильной внутренней команды требует значительных затрат. Кроме того, разработка ИТ-решений с нуля может занять больше времени, чем предполагалось, а их поддержка — оказаться слишком сложной и дорогостоящей.
В подобной ситуации разумной альтернативой становится привлечение аутсорсинговых специалистов. Такая стратегия помогает решить проблему с дефицитом кадров, открывает доступ к широкой экспертизе и лучшим практикам, а также обеспечивает гибкость: можно легко масштабировать команду или сократить ее при изменении потребностей.
По мнению экспертов, в ближайшие годы российские банки будут использовать гибридный подход, сочетая собственную разработку и аутсорсинг.
T&M (Time & Materials) — это модель взаимодействия, когда заказчик платит аутсорсеру не фиксированную сумму, а оплачивает фактически потраченное время и материалы.
Она может применяться в тех случаях, когда общий объем работ сложно определить заранее. Например, при внедрении нестандартных решений. T&M также подходит для долгосрочных проектов, где потребность в специалистах месяц от месяца отличается.
Преимущества модели T&M:
Работа по модели T&M позволяет банкам быстро адаптироваться к требованиям регуляторов и изменениям на рынке. Однако важно привлечь к проекту надежного ИТ-аутсорсера.
При выборе ИТ-партнера нужно обратить внимание на: