О том, как определить эффективность «облачного» проекта, какую методику оценки выбрать, есть ли четкие критерии сочетаемости бизнес-моделей и как избежать неучтенных расходов, рассказывает Андрей Краснов, директор по развитию клиентских решений IBS DataFort.
Чтобы определить, насколько оправдана миграция в облака, заказчику необходимо сделать несколько основных шагов:
Компании важно правильно сформулировать финансовую модель, которая поможет четко определить расходы на горизонте до пяти лет — срока полной амортизации основного оборудования. Как правило, каждые три-пять лет бизнесу приходится инвестировать в обновление «железа» или докупать сервисные контракты. То есть необходимо определить точку времени, когда оборудование придется закупать заново, и сравнить это с «облачной историей». Это будет первое приближение оценки эффективности облаков. Многое здесь будет зависеть от того, какую модель финансисты предложат для сравнения двух трудно сравнимых величин, где есть совершенно разная структура затрат. Надо понимать, что на этом этапе только 10% всей работы придется на ИТ, в то же время 90% — на финансистов и бизнес. Однако, очень важно составить структуру собственных затрат на ИТ с учётом резервирования и отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры: единственный сервер с одним блоком питания, подключенный через один сетевой интерфейс в коммутатор — несравнимая затрата с вариантом размещения на облачной платформе, состоящей из многочисленных кластеров с сотнями узлов в каждом, — сказал Андрей Краснов, директор по развитию клиентских решений компании DataFort.
Во всех коммерческих предложениях стоимость облаков ранжируется в зависимости от нагрузки. Ее стоимость отражается в мощности центрального процессора, частоте его работы и поколении, а также в быстродействии системы хранения данных.
Высоконагруженные системы, которые требуют большой частоты и быстрых дисков, на мой взгляд, не дороже, если рассматривать пропорциональный рост производительности. Рост скоростей в то или иное число раз уже давно не сопровождается таким же ростом цены. Поэтому высокопроизводительные информационные системы могут показать больший экономический эффект, чем низкопроизводительные, в облаке всегда доступны последние тренды и технологии, capex с закупленное железо технологически устаревает за 5 лет, — считает Андрей Краснов.
Процесс ротации очень сложный, и в собственном ЦОДе практически невозможно добиться регулярного обновления процессоров, повышения производительности систем хранения данных. Облачный провайдер в своем комплексе добивается реализации этих процессов, предлагает все нововведения от вендоров, а также обеспечивает другие усовершенствования: в части работы контроллеров, технологическом процессе выполнения процессоров и т.д.
Заказчику с каждым годом будет все труднее обосновать перед финансистами целесообразность наличия высокопроизводительной системы.Наибольшей экономической эффективности можно добиться, если правильно построить архитектуру облачного решения на высокопроизводительных системах, загрузка которых составляет более 50%.
Модель предполагает сбор затрат на аппаратное обеспечение, закупку и продление лицензий, поддержку центра обработки данных и фонд оплаты труда (ФОТ). В этой части прописывается количество элементов: серверы, СХД, стойки, лицензии, инженеры. В результате заказчик получает представление о том, как будет выглядеть инфраструктура ЦОДа. В модель закладываются экономические показатели: колебания курса доллара, ставка рефинансирования, лизинговые платежи, инфляция.
Дальше специалисты провайдера приводят сравнение затрат, которые потенциально понесет заказчик, раскладывает их на месяцы и года.
Параллельно составляются затраты на облачную инфраструктуру.
Рассматривается отказоустойчивая система, почему?
Заказчику предоставляются на диаграммах все расчеты, дается структура облачных затрат, с дельтой и эффективностью, чтобы представлять, какие расходы и на каком горизонте понесет компания. Таким образом модель владения демонстрирует сравнение расходов при использовании облака и при использовании собственной инфраструктуры.
Здесь важно, чтобы заказчик самостоятельно указал в анкете размер скидок при закупке оборудования от вендоров, а также учел параметры резервирования инфраструктуры в облаке.
Также мы помогаем заказчикам при формировании расходов учитывать затраты на информационную безопасность. Не секрет, что средства ИБ — это большой добавочный чек к инфраструктуре, которая сама по себе может быть не очень дорогой. Честный провайдер может предоставлять средства ИБ как сервис и мультитенантное решение. То есть можно создавать комплекс средств ИБ и разделять его мощности между разными заказчиками. Здесь проявляется экономический эффект для любой компании, — обращает внимание Андрей Краснов.
Для выработки этих критериев пул имеющихся заказчиков был сегментирован по размеру бизнеса и отраслевой принадлежности. Также учитываются региональные особенности. По каждой группе специалисты составили портрет типичного заказчика.
К портрету заказчика по той или иной вертикали и размеру бизнеса предложен перечень услуг. Учитывается отраслевая специфика. Таким образом подбирается сервисная модель, которая востребована на рынке конкретного заказчика.
Естественно, на 100% универсальных критериев не существует, при работе с каждым заказчиком максимально полно учитываются его индивидуальные особенности.
Работая в облаке, компания может ежегодно просчитывать модель владения и вести переговоры с провайдером о предоставлении дополнительных преимуществ и более выгодных условий.
Если компания, к примеру, пять лет работала облаках, то, скорее всего, она постоянно наращивала потребляемые ресурсы по мере роста бизнеса. То есть за эти годы можно было легко построить гибкую и эффективную инфраструктуру при помощи облачного провайдера. очень даже легко и спокойно.
Подходы к инфраструктуре регулярно меняются. Так, за пять лет не раз может обновиться линейка оборудования, выйти несколько версий ПО. Кроме того, возникают новые сервисные модели. Обычно заказчики, почувствовав преимущества облачной модели, уже не хотят возвращаться в ЦОД.
Миграция в ЦОД — это необходимость поставки на баланс огромного количества «железа», найм дорогостоящих специалистов для поддержки инфраструктуры. В таких условиях крупному заказчику придется создавать отдельную дирекцию ИТ или инсорсинговую компанию.
ИТ и бизнес должны говорить на одном языке и всячески ломать «испорченный телефон» на всех этапах взаимодействия.
Этим компания ограждает себя от многих нежелательных затрат, как это часто бывает, когда договаривались об одном, а получилось другое. Завышенный SLA повышает стоимость.
Компании важно понимать, сколько ресурсов потребуется через то или иное время для работы информационных систем: столько будет нужно процессоров, столько жестких дисков и какие расходы на это потребуются рублей. Желательно составить прогнозные модели в горизонте одного, двух, трех и пяти лет.
Такая услуга показана как потенциальным, так и действующим заказчикам. Специалисты провайдера помогают найти неучтенное ПО, определить забытые сервисы и неэффективно используемые мощности. Также в ходе аудита можно найти путь решения той или иной задачи — например, определить оптимальные ресурсы для хранения. ИТ-аудит провайдер может провести бесплатно в рамках presales или за небольшую стоимость, т.к. это дает необходимую информацию обеим сторонам.
Это достигается проведением аудита не только ИТ-инфраструктуры, но и ИТ-команд. В результате можно сократить расходы на персонал, и это касается в том числе облачных проектов. То есть при переходе в облако можно экономить еще больше.
Аудит позволяет получить максимально полный портрет заказчика и начать говорить с бизнесом и ИТ клиента на их языке. Это становится отправной точкой для расчета оценки эффективности перехода в облака.
Источник: TAdviser