Для рынка IT-услуг последние два года можно назвать «турбулентными». Дело не только в пандемии, но и в новых тенденциях развития мировой экономики, переменах в поведении российского бизнеса, пересмотре стратегических направлений в условиях ограничений, снижении потребительской активности. Определенная нестабильность привела к тому, что многие компании решили ускорить процесс цифровой трансформации бизнеса. О том, в каком состоянии находится рынок IT-аутсорсинга, и его перспективах рассказывают эксперты направления IBS Advanced Outsourcing.
Многие перемены на мировом рынке IT, действительно, связаны с социально-экономическими последствиями пандемии, разразившейся в 2020 году. Компании были вынуждены решать абсолютно новые для себя проблемы, к которым не были готовы. Среди самых острых — сохранение бизнеса и удержание позиций наряду с введением локдаунов и экстренным переводом сотрудников на удаленный режим работы. Ряду организаций пришлось сокращать расходы, приостанавливать проекты, замораживать работу над некоторыми разработками и переносить выпуск части продуктов ради сохранения и экономии ресурсов. Но были и те, кто увидели в ситуации новые пути развития и решили перенаправить имеющиеся ресурсы для ускорения процесса цифровой трансформации своего бизнеса. Эти обстоятельства отразились на рынке IT-услуг и, в частности, на сегменте IT-аутсорсинга. По результатам двух лет «турбулентности» спрос на IT-аутсорсинг не упал, а возрос и претерпел существенные изменения.
В качестве ведущего фактора спроса на IT-аутсорсинг управляющий партнер сегмента «Аутсорсинг и сервисы» Андрей Кельманзон называет развитие сервисов, способствующих росту клиентских бизнесов. Например, можно выделить три группы сервисов наиболее популярных в 2020 году: решения и сервисы в области юридически значимого электронного документооборота, формирование IT-команд и специализированные технологические платформы, обеспечивающие массовую удаленную работу сотрудников в рамках корпоративной среды.
Согласно аналитическому обзору CNews1, российский рынок IT-услуг за 2019 год вырос на 8%, это выше среднемирового показателя, а число компаний, для которых услуги из сферы IT становятся важной составляющей бизнеса, год от года только увеличивается.
Это подтверждает и опыт IBS: в 2020 году компания ответила на новые потребности на рынке IT-аутсорсинга, выделив отдельный бренд для предоставления аутсорсинговых услуг — IBS Advanced Outsourcing. По итогам 2020 года благодаря IT-экспертизе IBS Advanced Outsourcing компания IBS вошла в пятерку2 лидеров рэнкинга крупнейших групп и компаний в области аутсорсинга учетных функций от RAEX.
По данным аналитической компании IDC3, рост российского IT-рынка в 2020 году по сравнению с предыдущим составил 14%, а сегменты IT-услуг и ПО увеличились на 16% в рублевом выражении. Среди основных факторов роста — массовый переход сотрудников на удаленную работу, снижение курса рубля по отношению к доллару, высокие затраты государства на цифровизацию и довольно непродолжительные, по сравнению с другими европейскими странами, ограничения из-за COVID-19.
По прогнозу аналитической компании Gartner4, по итогам 2021 года мировые расходы на IT вырастут на 8,4%, а в 2022 году — на 5,5%. Рост ожидается во всех сегментах рынка, но быстрее всего в текущем году могут вырасти сегменты IT-услуг (9%), корпоративного ПО (10,8%) и устройств (14%).
Сфера ИТ | Объем рынка 2020 г., $ млрд |
Рост 2019/2020, % |
Объем рынка 2021 г., $ млрд (прогноз) |
Рост 2020/2021, % |
Объем рынка 2022 г., $ млрд (прогноз) |
Рост 2021/2022, % |
---|---|---|---|---|---|---|
Системы для ЦОД | 219,9 | 2,3% | 236,8 | 7,7% | 247,5 | 4,5% |
Корпоративное ПО | 466,6 | -2,1% | 516,9 | 10,8% | 571,7 | 10,6% |
Устройства и техника | 663,2 | -6,9% | 755,8 | 14,0% | 778,9 | 3,1% |
ИТ-услуги | 1 021,2 | -1,8% | 1 112,6 | 9,0% | 1 193,5 | 7,3% |
Телекоммуникации | 1 386,5 | -0,7% | 1 450,4 | 4,6% | 1 504,7 | 3,7% |
Итого | 3 757,5 | -2,2% | 4 072,5 | 8,4% | 4 296,4 | 5,5% |
«На рынке аутсорсинга IT-услуг постоянно проходят определенные колебания. При стабильной экономической ситуации спрос на аутсорсинговые услуги становится ниже, поскольку крупные компании могут себе позволить формировать и содержать собственный IT-отдел, решая большинство задач внутри. В менее благоприятные времена спрос на аутсорсинг возрастает. Увеличивается потребность в оптимизации бизнес-процессов, внедрении новых подходов, решений при одновременном условии экономии средств. Это, как правило, приводит к сокращению собственного штата и поискам поставщиков услуг во вне. Похожая ситуация произошла в результате кризиса после COVID-19 и изменений в положении российского бизнеса: у наших заказчиков появились новые запросы и потребности в сфере аутсорсинга IT-процессов», — рассказывает Дмитрий Ивицкий, директор департамента сопровождения коммерческого ПО.
Итак, несмотря на определенную нестабильность в экономике и социальные потрясения, 2019-2021 годы можно назвать успешными для рынка IT-аутсорсинга, который продолжает активно расти за счет увеличивающего спроса со стороны бизнеса. Однако этот рынок претерпел некоторые изменения, в том числе качественные: появились новые перспективы и пути развития, стало больше нестандартных проектных задач, поменялись процессы взаимодействия с бизнесом, повысилось доверие к ведущим IT-компаниям, осуществляющим аутсорсинг IT-услуг.
Как и раньше, компании, специализирующиеся на предоставлении услуг IT-аутсорсинга, разрабатывают и внедряют системы, позволяющие быстро оптимизировать и повышать эффективность бизнес-процессов, но переходят к более гибким схемам предоставления услуг, что, в свою очередь, помогает заказчикам успешно адаптироваться к новым обстоятельствам.
Дмитрий Ивицкий, директор департамента сопровождения коммерческого ПО, говорит, что за последние два года IBS получила большое количество новых запросов на поддержку и сопровождение IT-систем. Для многих компаний аутсорсинг стал вопросом выгоды при сохранении эффективности. Несмотря на необходимость экономить, компании продолжают нуждаться в поддержке и сопровождении таких систем, как SAP и 1С, им требуются вычислительные мощности и другие IT-сервисы, обеспечивающие функционирование бизнеса. Предоставление этих функций как сервиса оказывается выгоднее, чем содержание собственного IT-персонала и своей IT-инфраструктуры. «Многие компании успешно адаптировались к переменам, и привлечение надежных IT-партнеров играет в этом немаловажную роль. Мы всегда в диалоге с бизнесом и вместе ищем наилучшие пути для дальнейшего развития», — добавляет Дмитрий.
Эксперт также отмечает, что среди основных трендов на ближайшие годы — развитие в области искусственного интеллекта, роботизации и машинного обучения. Он говорит, что сейчас в компании IBS активно ведутся разработки в области цифровой трансформации — перехода к роботизированным средствам предоставления сервиса и интеллектуального мониторинга.
Антон Сучков, директор департамента сопровождения заказных систем, рассказал, что с начала пандемии появился спрос на BPM-системы и Low-code-платформы, которые дают возможность модифицировать, адаптировать и развивать системы непосредственно в ходе «боевой» эксплуатации с минимумом кодирования и максимумом визуальной разработки. Эти платформы позволяют быстро адаптироваться и оптимизировать бизнес-процессы.
Специалисты IBS Advanced Outsourcing также отмечают тренд на долгосрочное сотрудничество, в рамках которого компании отдают на аутсорсинг либо большие блоки своих IT-процессов, либо IT-функцию целиком. Это высвобождает время и ресурсы руководителей, позволяя в большей степени посвятить себя развитию бизнеса, не отвлекаясь на непрофильные процессы. К тому же фиксированная стоимость услуг позволяет лучше оценивать бюджет.
«Вслед за мировым рынком на российском также растет спрос на аутсорсинг не только IT-услуг, но и бизнес-процессов в целом (BPO), — добавляет Антон Сучков. — В связи с этим мы развиваем комплекс услуг, покрывающий спектр задач комплексного IT-обслуживания, сопровождения всех типов информационных систем, HR-логистики, делопроизводства, финансов, который позволит заказчику полностью сфокусироваться на развитии профильных направлений и обеспечить развитие бизнеса. Мы видим растущие потребности рынка в технологиях при одновременном дефиците внутренних ресурсов. IT-аутсорсинг закрывает эти потребности, сокращает операционные расходы, позволяя компаниям работать бесперебойно и с высоким уровнем качества при нашей партнерской поддержке».
1 https://www.cnews.ru/reviews/rynok_ituslug_2020/articles/spros_na_ituslug_vosstanovitsya_vo
2 https://ibs.ru/media/news/ibs-voshla-v-top-5-renkinga-raex-autsorsing-uchetnykh-funktsiy/
3 http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=153071
4 http://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-04-07-gartner-forecasts-worldwide-it-spending-to-reach-4-trillion-in-2021