Компания SAP объявила об уходе с российского рынка в марте 2022 года. После чего у многих компаний возник резонный вопрос: «Как быть дальше?» На первый взгляд решения два: не предпринимать никаких действий и ждать развития событий или срочно искать альтернативный вариант из отечественных решений.
На самом деле общего понимания, как поступать в реалиях, нет. Одни компании решили ничего не менять и остаться на западном ПО, надеясь, что вендор вернется в Россию.
Другие — перешли на новый ERP. Однако, стоит отметить, что быстрый переход SAP на альтернативные решения часто заканчивается неудачей, поскольку то, что изначально многие считали миграцией SAP на 1С, в сильно кастомизированных решениях является по факту перевнедрением.
Василий Саутин, руководитель дирекции продаж IBS, рассказал, как обстоят дела спустя полтора года и какой вариант по его мнению является оптимальным.
Заметим, что уход SAP из России чересчур преувеличен.
Естественно, система больше не функционирует на 100%, как раньше. В том числе с учётом законодательных изменений. Отметим, что даже без вендора, систему SAP можно поддерживать.
Кто-то считает весомым минусом ситуации то, что обновление ПО и безопасности перестало быть доступным. Однако, по наблюдениям специалистов, оно не обеспечивало безопасность системы от кибермошенников. Если у злоумышленников будет цель взломать систему, они смогут осуществить это не только через ПО, а, например, ища ошибки в действиях пользователей.
Если в организации решили и продолжать использовать SAP, важно определить, кто теперь будет регламентировать работу ПО: решать инциденты, выпускать обновления и т.д. Это могут делать либо штатные специалисты компании, либо специалисты аутсорсинговой ИТ-компании. Рассмотрим оба варианта.
Если вы собираете экспертный отдел в свою компанию, будьте готовы, что с каждым годом их база знаний будет уменьшаться. Это обусловлено тем, что эксперты будут управлять и решать проблемы только в системе одной конкретной компании.
В то же время следует учитывать, что работоспособность ПО напрямую зависит от знаний и опыта сотрудников, которые её обслуживают.
Рассмотрим реальную ситуацию на примере системы Microsoft Dynamics NAV. Считалось, что ее уже давно не используют в России. Однако, есть компании, которые и сейчас активно ее применяют. Теперь они вынуждены переходить на аутсорсинговую поддержку ПО, поскольку их штатные сотрудники, которые обеспечивали жизнедеятельность системы, могут совсем скоро уйти на пенсию.
Если в течение 2-3 лет компания не планирует переходить на аналоговые решения отечественных производителей, необходимо уже в настоящее время искать поддержку на аутсорсе.
С ней вы не будете зависеть от графика работы конкретного специалиста — отпуска, больничные, пенсии или увольнения сотрудников аутсорсинговой компании никак вас не коснуться.
К тому же кругозор сторонних подрядчиков значительно шире, чем у штатных работников: решение для большинства возможных инцидентов уже найдено аутсорсинговыми специалистами. Это обусловлено тем, что обычно работа ИТ-кадров компании сосредоточена над одним проектом, сторонний подрядчик же обеспечивает поддержку сразу многих систем.
Когда компания решит, кто теперь будет поддерживать имеющуюся систему в строю, можно планировать размеренный переход на аналоговое отечественное решение. Одним из наиболее популярных вариантов является 1С.
Чтобы максимально избежать рисков, переход с SAP на 1С стоит осуществляться помодульно. Это обусловлено тем, что все информационные системы без исключения включают в себя не только внедрение, но и обучение, и приспосабливание персонала, который в ней работает.
Иногда сотрудники могут быть не в восторге от новых решений.
Случай из практики IBS это отлично демонстрирует. Один из заказчиком внедрил новый корпоративный портал. ИТ-команда, которая напрямую общается с пользователями, получает обратную связь: «А зачем нам это вообще? Что за интерфейс? Верните старую систему!»
Отметим, что независимо от того, какой путь выберет компания: осуществлять переход с SAP на 1С ERP или поддерживать в рабочем состоянии SAP-систему, она должна быть финансово готова к дополнительным затратам.
Представим, что в штате организации числится около 2 тысяч человек. В таком случае для перехода на 1С потребуется 100 млн руб., а для поддержки SAP-систем — 25-30 млн. руб. в год.