Бизнес всегда заинтересован в стабильном росте и развитии. В условиях цифровой трансформации все больше компаний решают доверить непрофильную или нетипичную деятельность внешнему партнеру — профессионалу в своем деле, который поможет достичь нужных результатов в кратчайшие сроки, будет способствовать развитию в требуемых сферах и областях, а также окажет поддержку на разных этапах. Дмитрий Ивицкий, директор департамента сопровождения коммерческого ПО компании IBS, рассказывает о том, почему аутсорсинг ИТ-функции — отличная идея, и делится советами, как оптимально внедрить его в бизнес.
Даже осознавая перспективы реализации изменений, трансформации и роста бизнеса, некоторым компаниям может быть непросто задуматься об использовании аутсорсинга ИТ-функций в своей деятельности, не говоря уже о том, чтобы доверить значимые бизнес-процессы сторонней организации. Именно поэтому осуществлять переход к аутсорсингу можно постепенно и поэтапно. Например, для начала запустить тестовый проект, где аутсорсинг будет опробован на каком-нибудь небольшом объеме услуг и в областях не самых критичных для бизнеса. Затем, окунувшись в процессы и ощутив все преимущества аутсорсинга, компании могут перейти к решению новых или высокоуровневых вопросов, выбору большего объема услуг, который будет реализовывать один крупный внешний партнер, а может, нескольких средних, маленьких.
В таком переходе главное — соблюдать последовательность этапов и следить, чтобы состав направлений для аутсорсинга оптимизировался и на каждой стадии достигался максимально позитивный эффект для бизнеса.
Большинство организаций, присматриваясь к ИТ-аутсорсингу, рассчитывают сократить операционные расходы на IT, при этом получить партнерскую поддержку и сервис высокого качества. Исходя из этого, можно выделить целый ряд направлений, чаще других передаваемых аутсорсеру.
Среди них, например, различные платформенные сервисы, центр обслуживания и поддержки пользователей, сопровождение ИТ-инфраструктуры и/или функциональных решений, администрирование информсистем и другое. Кроме того, бизнес может доверить внешнему партнеру эксплуатацию всех ИТ-систем и сервисов, а собственным специалистам оставить лишь вопросы планирования стратегического развития и контроля.
Чтобы решить, какие задачи по эксплуатации сервисов и систем передать на аутсорсинг, в первую очередь нужно верно распределить предстоящие зоны ответственности как на уровне бизнес-процессов, так и в сфере информационной безопасности. Затем компании стоит определить, на чем следует сфокусировать свое внимание, какая деятельность имеет для нее решающее значение.
Все остальное можно безболезненно передать на аутсорсинг, хотя даже из основных бизнес-процессов с приоритетным значением легко выделить часть, которую тоже можно передать внешнему партнеру. Это позволит высвободить ресурсы и сосредоточиться только на самых первостепенных для бизнеса задачах.
Например, такой частью обычно становится что-то из сферы обеспечения, вроде эксплуатации сетей, обслуживания сетевых и ИТ-инфраструктур, управления и эксплуатации информационных систем, включая комплексные приложения, проектирования и развертывания автоматизированных бизнес-систем, их дальнейшего развития и сопровождения, а также системной интеграции и др.
Так, распределяя зоны ответственности и постепенно расширяя круг задач и направлений, компаниям проще перейти от аутсорсинга, используемого лишь для поддержки функциональности информационных систем, к аутсорсингу как полноценной и важной бизнес-функции.
Комплексный аутсорсинг подразумевает под собой управление и обслуживание всей ИТ-инфраструктуры компании-заказчика, а также глубокое вовлечение ресурсов внешнего партнера в его стратегические бизнес-процессы. Главная задача комплексного аутсорсинга — поддержка основных функциональных и операционных задач для высвобождения и перенаправления времени сотрудников на решение целей внутренней трансформации компании, соответствующих выбранной бизнес-модели.
Мы выделяем пять этапов перехода к комплексному ИТ-аутсорсингу.
Первый — подготовительный. Прежде чем приступить к трансформациям, необходимо создать стабильную основу, на которой они будут происходить. На этом этапе начинается подготовка «почвы», то есть поиск подходящих условий для дальнейшей работы. По большей части это о внутренней трансформации различных сервисов для оптимизации операционной деятельности, создания условий непрерывности бизнеса, а также развития команды и других внутренних ресурсов.
На втором этапе обычно происходит обучение персонала новым правилам и стандартам. Иногда запускается реорганизация внутри компании, связанная с перераспределением зон ответственности и перепрофилированием сотрудников.
По достижении операционной стабильности осуществляется переход на третий этап, где происходит первая передача компонентов ИТ-ландшафта на аутсорсинг, а также обговаривается партнерство в обеспечении информационной бизнес-функции.
На четвертом этапе начинается гибкий переход к более активной и полноценной фазе цифровой трансформации, а именно — выделение обеспечивающих и других бизнес-функций на аутсорсинг.
Пятый этап предполагает переход к стратегическому аутсорсингу, когда компания продолжает путь трансформации вместе с внешним партнером, понимающим суть бизнеса заказчика, обладающим глубокими знаниями технологий, отрасли, бизнес-процессов. На этом этапе особенно важны доверие и поддержка аутсорсера, совместно с которым идет подготовка плана дальнейшего развития организации. Формирование доверия — важная составляющая рабочих взаимоотношений компании и партнера, поскольку впереди ждет переход к более решительным шагам по трансформации бизнес-стратегии и практической реализации изменений.
Для контроля результатов работы внешнего стратегического партнера, как правило, используются KPI. Их регулярные измерения помогают своевременно прийти к поставленным бизнес-задачам.
В результате перехода к комплексному аутсорсингу ИТ-функции компании будут работать бесперебойно и с высоким качеством, а руководители смогут сфокусировать свое внимание на ключевых задачах бизнеса, обеспечивая максимальную результативность и эффективность ИТ.