Возможно ли ускорить импортозамещение, и что задерживает переход на отечественное программное обеспечение? На вопросы IT Channel News отвечает Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса и отдела премиальных сервисов IBS.
— Логично предположить, что отечественный ИТ-канал кровно заинтересован в массовом переходе заказчиков на отечественное ПО: ведь обслуживать то во многих случаях будут как раз специалисты партнеров второго уровня (интеграторов). Но все ли в этой связи настолько прозрачно и очевидно?
— Отечественный ИТ-канал, конечно, заинтересован в переходе заказчиков на местное ПО, поскольку это создаст новые возможности для отвечающих за внедрение и обслуживание этих решений интеграторов и партнеров. Однако на практике все сложнее, чем кажется. Разработчики должны выстраивать прочное сотрудничество с представителями канала, обеспечивая тех необходимыми инструментами: технической поддержкой, доступом к документации, обучением. Интеграторам также важно понимать уникальные потребности клиентов — и адаптировать решения под их задачи. Поэтому решение о совместных пилотных проектах, где интеграторы могли бы опробовать новые продукты на реальных кейсах, наверняка обеспечит успешное внедрение отечественного ПО взамен зарубежного.
— Готовящийся правительством к внесению в Госдуму законопроект о спецсборе за использование иностранного ПО не нацелен, как специально в нем оговаривается, «на малый и средний бизнес и на бюджетные организации». Выходит, МСБ и бюджетникам и в некой — по меньшей мере среднесрочной — перспективе дозволено будет полагаться на зарубежное ПО, а не на отечественное?
— На мой взгляд, оговорка в законопроекте сделана для того, чтобы не перегружать малый и средний бизнес, и плюсом сюда идут бюджетные организации. Эти сегменты зачастую работают в условиях ограниченных ресурсов: как финансовых, так и человеческих. С точки зрения времени и денег для них переход на отечественное ПО особенно затратен. Пользование привычными западными решениями для СМБ предпочтительно, потому что представляется менее рискованным и более предсказуемым, чем переход на что-то новое. Для изменения такой ситуации и внедрения отечественного ПО потребуется создание доступных условий: программы субсидирования или льготы для перехода, обучение сотрудников на всех этапах внедрения, создание «песочниц», где компании могли бы протестировать новые системы без рисков для текущих бизнес-процессов.
— Не секрет, что многие заказчики, следуя известному Первому правилу сисадмина («не сломано — не чини»), продолжают использовать софт ушедших официально из России вендоров — даже при наличии вполне функциональных его отечественных аналогов. Надо полагать, авторы готовящегося законопроекта как раз и ставят своей целью кардинальным образом изменить такое положение дел?
— Да, многие заказчики продолжают использовать ПО западных вендоров, несмотря на наличие функциональных отечественных аналогов. Основная причина этого — устоявшиеся рабочие процессы и нежелание менять привычные системы, если они работают стабильно. Однако ситуация может кардинально измениться.
Одним из самых вероятных факторов станет жесткое прекращение поддержки со стороны западных разработчиков. Если вендоры начнут блокировать запросы российских компаний на получение обновлений безопасности или отказывать в техподдержке, то для многих организаций использование их ПО станет небезопасным и рискованным. Другое обстоятельство — введение дополнительных экономических санкций или сборов за использование иностранных решений. Если стоимость владения ПО резко возрастет, компании будут вынуждены искать более выгодные альтернативы среди отечественного софта. Завершим этот «рейтинг» еще одним драйвером — им, вполне вероятно, окажется государственное налоговое стимулирование, и вот оно как раз сделает переход на российское ПО более привлекательным. Льготы и субсидии для выбирающих отечественные решения ускорят процесс замены западного софта, особенно в крупных корпорациях.
— Аргументы противников предложенного к внесению в Госдуму законопроекта включают утверждение о том, что тот-де стимулирует и по сути легализует компьютерное пиратство, с которым четверть века деятельно боролись в России. А что думают на сей счет участники канала?
— Законопроект действительно вызывает опасения, поскольку может восприниматься как шаг к легализации пиратства (что противоречит многолетней борьбе с ним в России). Однако главное здесь — не допустить угрозы информационной безопасности. На мой взгляд, именно безопасность данных должна стать ключевым аргументом в пользу перехода на отечественные решения. Российские разработчики готовы предложить надежные, соответствующие законодательству продукты, удовлетворяющие потребности и крупных предприятий, и представителей СМБ, и бюджетных организаций. Для частных же пользователей важно развивать осознание ценности легальных программ, тем более когда речь идет о защите личной информации.
Полный текст серии статей (части 1-4)